Содержание

Введение

Предисловие

Тема 1. Проблема половых различий и семейные отношения
Гендер
Половые различия

Тема 2. Половая социализация и подготовка к браку
Психологические механизмы половой социализации
Половое воспитание
Представления о семье и браке

Тема 3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак
Теории выбора брачного партнера
Факторы, способствующие разводу
Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
Предбрачное ухаживание

Тема 4. Проблемы любви и брака
Виды любви
Мотивация вступления в брак

Тема 5. Проблемы молодой семьи
Идеализация партнера
Адаптация
Роли в семье
Механизмы интеграции семьи
Социально-психологический механизм «общности судьбы»
Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»
Рождение первенца

Тема 6. Семья и брак (основные понятия)
Функции семьи
Структура семьи
Жизненный цикл семьи
Семейные мифы
Семейные правила
Супружеское соглашение

Тема 7. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
Удовлетворенность браком
Социально-психологический климат в семье
Супружеская совместимость

Тема 8. Супружеские конфликты
Виды конфликтов
Причины супружеских конфликтов
Нарушения в семейной коммуникации
Тактики разрешения супружеских конфликтов

Тема 9. Ревность и супружеские измены
Ревность
Типы ревности
Супружеские измены
Причины супружеских измен

Тема 10. Социально-демографические проблемы семьи
Типы воспроизводства населения
Последствия падения рождаемости
Проблема детности
Статус сиблинга и проблемы демографии

Тема 11. Проблема разводов и повторных браков
Причины роста разводов
Причины разводов
Периодизация послеразводного процесса
Правила в бинуклеарной семье
Последствия развода для мужчин, женщин и детей
Влияние развода родителей на детей
Повторные браки

Тема 12. Семья и социализация личности
Социализация
Стадии социализации
Институты социализации
Семейная социализация
Структура семьи
Роль отца в социализации детей
Роль матери в социализации детей
Бабушки и дедушки
Роль сиблингов
Положение единственного ребенка
Близнецы
Влияние интервалов между рождением детей
Роль социализаторов в развитии детей
Целенаправленное воздействие на ребенка в семье
Типология детских характеров
Виды неправильного воспитания
Жизнестойкость детей
Стили родительского поведения
Социализация в семье и творческий потенциал личности
Тип направленности на творчество
Тип направленности интересов на познание (на мужской подвыборке)
Тип направленности на работу
Гармонический тип направленности личности
Свободолюбиво-гедонистический тип направленности личности


Семейная психология

Тема 4. Проблемы любви и брака

Тема любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. Э. Фромм писал: «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» . Далее он говорит, что большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще — это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания; словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства:
1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить»;
2) существует представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;
3) смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.

Любовь, по Э. Фромму, — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви (Фромм Э., 1990, с. 42).

В разные эпохи выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и по смыслу. Для выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины. Словом eros они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувственной стороной.

Слово philia (обычно переводится как любовь-дружба) обозначает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Это внутренняя склонность, влечение, выросшее из интимной близости и общения с конкретным лицом. Основное состояние здесь — «душевный покой», внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означает холодную расчетливость или слепую импульсивную страсть. Таким образом, philia означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных (тогда как eros — это борьба и соединение противоположных) принципов.

Слово storge означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой, гражданами и Отечеством. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования.

Термин agape греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т. п. Ее человек может разумно обосновать, ведь она основана на убеждении, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения.

В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без устали распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию.



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

Реклама