Содержание

Введение

Предисловие

Тема 1. Проблема половых различий и семейные отношения
Гендер
Половые различия

Тема 2. Половая социализация и подготовка к браку
Психологические механизмы половой социализации
Половое воспитание
Представления о семье и браке

Тема 3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак
Теории выбора брачного партнера
Факторы, способствующие разводу
Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
Предбрачное ухаживание

Тема 4. Проблемы любви и брака
Виды любви
Мотивация вступления в брак

Тема 5. Проблемы молодой семьи
Идеализация партнера
Адаптация
Роли в семье
Механизмы интеграции семьи
Социально-психологический механизм «общности судьбы»
Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»
Рождение первенца

Тема 6. Семья и брак (основные понятия)
Функции семьи
Структура семьи
Жизненный цикл семьи
Семейные мифы
Семейные правила
Супружеское соглашение

Тема 7. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
Удовлетворенность браком
Социально-психологический климат в семье
Супружеская совместимость

Тема 8. Супружеские конфликты
Виды конфликтов
Причины супружеских конфликтов
Нарушения в семейной коммуникации
Тактики разрешения супружеских конфликтов

Тема 9. Ревность и супружеские измены
Ревность
Типы ревности
Супружеские измены
Причины супружеских измен

Тема 10. Социально-демографические проблемы семьи
Типы воспроизводства населения
Последствия падения рождаемости
Проблема детности
Статус сиблинга и проблемы демографии

Тема 11. Проблема разводов и повторных браков
Причины роста разводов
Причины разводов
Периодизация послеразводного процесса
Правила в бинуклеарной семье
Последствия развода для мужчин, женщин и детей
Влияние развода родителей на детей
Повторные браки

Тема 12. Семья и социализация личности
Социализация
Стадии социализации
Институты социализации
Семейная социализация
Структура семьи
Роль отца в социализации детей
Роль матери в социализации детей
Бабушки и дедушки
Роль сиблингов
Положение единственного ребенка
Близнецы
Влияние интервалов между рождением детей
Роль социализаторов в развитии детей
Целенаправленное воздействие на ребенка в семье
Типология детских характеров
Виды неправильного воспитания
Жизнестойкость детей
Стили родительского поведения
Социализация в семье и творческий потенциал личности
Тип направленности на творчество
Тип направленности интересов на познание (на мужской подвыборке)
Тип направленности на работу
Гармонический тип направленности личности
Свободолюбиво-гедонистический тип направленности личности


Новости Казахстана главные новости.

Семейная психология

Ревность

В «Толковом словаре» Д. Н. Ушинского ревность определяется следующим образом:
1) как страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности — в любви, в полной преданности;
2) как боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше;
3) как усердие, старательность, рвение.

Обычно выделяют ревность детскую, профессиональную, национальную, спортивную, творческую.

Существуют различные взгляды на ревность в отношениях между мужчиной и женщиной, в которых делается акцент на положительные или отрицательные стороны этого явления.

1. Ревность — это составная часть половой любви, интимной дружбы, она говорит о силе влечения.

2. Ревность — как эмоция, не присущая любви, как тень в отношениях людей.

3. Ревность — эгоизм в половых отношениях.

Все эти подходы рассматривают ревность не как самостоятельный» феномен, а как компонент чувства любви. Ревность может сопутствовать различным состояниям в любви, связана с неуважением в любви, обманом в ней, ее потерей, опасением ее потерять.

На различных фазах любовных отношений — в период их развития, пышного расцвета и неизбежного старения — ревность может проявляться по-разному (Заславская Т. М., Гришин В. А., 1992).

Первая фаза — воображение идеального любимого, платоническая любовь к человеку, похожему на идеал. У некоторых людей ревность проявляется уже на этой стадии развития любовных отношений.

Вторая фаза — страсти и пламенного чувства. Благоприятные условия для возникновения ревности. С этим хорошо согласуется теория Д. Делиса о дисбалансе в любовных отношениях, по которой в период возникновения взаимной любви оба партнера одинаково обеспокоены тем, как относится к нему любимый человек, и оба опасаются потерять любимого. Однако в случае развития неуравновешенных отношений («парадокса страсти») у одного из партнеров (более вовлеченного в отношения по тем или иным причинам) развиваются мучительные чувства ревности и страха быть покинутым (Делис Д., 1994).

Третья фаза развития любовных отношений — период, когда чувства становятся более спокойными, родственными. Ревность, если она была присуща этому союзу, редко сохраняет свою прежнюю силу, ее интенсивность уменьшается. В исключительных случаях ревность остается такой же сильной. Т. М. Заславская и В. А. Гришин утверждают, что если один из пожилых супругов ревнив, то любовь длится дольше. С третьей фазой можно сопоставить долговременные любовные отношения по Д. Делису, которые существуют, когда нет дисбаланса отношений, то есть оба партнера примерно одинаково вовлечены в них. Такие отношения можно наблюдать в успешном браке — согласно классификации В. А. Сысенко — «средних браках» со стажем 10—20 лет, когда формируется и укрепляется супружеская дружба, стабилизирующая семейный союз (хотя следует отметить, что, по В. М. Сеченову, любовь между мужчиной и женщиной уже через три года перерождается в дружбу). Здесь проявляется сложность самого предмета изучения — любви и ревности, так как каждый исследователь исходит во многом из собственного опыта и пренебрегает точными определениями понятий. Несомненным, по нашему мнению, является тот факт, что любовные отношения с сильным дисбалансом, когда один из партнеров находится в сильнейшей эмоциональной зависимости от другого, сопровождаемой мучительной ревностью и неуверенностью в дальнейшей судьбе этого союза, имеют очень малую вероятность «дожить» хотя бы до стадии «средних браков».

Возможно существование так называемой «установки на ревность», то есть внутренней готовности встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения. Как правило, такая установка формируется уже в юношеские годы, когда еще на школьной скамье подростки «обогащаются» выводами о любви и верности — парни узнают, что «все они — изменницы», а девушки — что «все мужчины — подлецы». Такие выводы легко прививаются, если ребенку в детстве приходится быть свидетелем неверности родителей, а молодому человеку — друзей, сослуживцев. Тогда может сформироваться так называемая «предусмотрительная ревность», то же самое поведение ожидается от супруга. Если же довелось испытать неверность любимого или супруга, ожидание неверности может быть перенесено и на другого партнера.



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

Реклама