Содержание

Предисловие

Социальная психология семьи
Зачем нужна семья? Функция семьи
Психология о современной семье: результаты исследований
Ответственность, власть, любовь
Нормальная семья
Типы семьи в европейской культуре
Языческая семья
Общехристианская модель семьи
Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сын и дочь
Семья в советской России: гибель и воскрешение
Семейные отношения — анализ творчества
Портрет семьи, или портрет психологических отношений
Анекдот как зеркало русской семьи
Интеллектуальное развитие детей в семье
Наследственность и среда
Стиль семейного воспитания и детский интеллект
Влияние социоэкономических факторов
Состав семьи и интеллектуальное развитие детей

Заключение


Shantae: Half-Genie Hero

Социальная психология семьи

Зачем нужна семья? Функция семьи

Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обществом (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организации и т. д. и т. п.), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. Быт понимался как организация потребления в широком смысле этого слова. Из элементарной производящей ячейки общества, по Ф. Энгельсу семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. А. Г. Харчев считал семью основной формой социальной общности в сфере быта, «первоэлементом быта», включая в нее не только экономические, но и этические отношения. Он полагал, что «детопро-изводство» в интересах функционирования общества является основной функцией семьи («Воспроизводство непосредственной жизни»). С его точки зрения, семья может исследоваться двояко.

1. Как социальный институт.
2. Как малая социальная группа.

Поскольку, по Харчеву, «детопроизводство» — главная функция семьи, все остальные функции семьи являются внешними, дополнительными, к которым семья принуждена нетеоретическими обстоятельствами. К этим функциям он отнес: накопление и передачу по наследству, организацию производства, потребления и быта и т. д. Но что такое «детопроизводство»? Если под ним подразумевать лишь рождение детей, их кормление и первичную опеку, которую осуществляет мать, то такая трактовка функции семьи в жизни человека полностью соответствует социальной политике 30-50-х годов, проводившейся сталинским государством. Она сводилась к выделению и поощрению лишь биологического детопроизводства и лишала семью (прежде всего отцов) возможности воспитывать ребенка как личность, обладающую нравственным сознанием, способную к автономному социальному поведению, к несению ответственности за свои действия и за действия других. Тем самым семья и брак практически неотличимы. Н. Г. Юркевич рассматривал брак как механизм равного сотрудничества супругов для удовлетворения определенной совокупности потребностей и считал отношения «муж-жена» центральными в семье.

Так и получается, если считать детей чем-то лишним в семье, внешним по отношению к ее функции — потреблению бытовых благ и биологическому воспроизводству.

Не случайно в эмпирических социологических работах исследования отношений «муж-жена» стали основными и подменили исследования отношений «отец-мать» или «отец-дети (ребенок)-мать». Равно как в психологических исследованиях все внимание до сей поры было сосредоточено на анализе психоэмоциональной связи «мать-ребенок».

Если о женщине-матери иногда вспоминали, то мужчина в роли отца семейства советской власти, идеологии и науке был не нужен.

В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства. С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

  • традиционную патриархальную семью;
  • современную детоцентрическую семью;
  • супружескую (посредственную) семью.

    Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной2.

    Отношение ответственности (естественно, для советского социолога) остается вне рассмотрения, «выносится за скобки» социального психологического анализа семьи. В 70-е годы даже умеренного А. Г. Харчева упрекали в проповеди теории «возвращения женщины домой». Естественно (и это подчеркивают авторы фундаментального труда «Социология в России». М., 1996), в тот период практически отсутствовали исследования, посвященные отцовству.

    Психологи, как им и положено, обращают главное внимание на межличностные отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова. Приведем из его работы список функций, которые чаще всего психологи приписывают семье.

    1. Порождение и воспитание детей (на мой взгляд, эти функции следует рассматривать отдельно. — В. Д.).
    2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
    3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.
    4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
    5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
    6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
    7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
    8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.
    9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
    10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
    11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
    12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.

    А. Н. Елизаров предполагает, что одной из главных проблем семьи является регуляция противоречий, которые возникают в семье, и выделяет два основных пути их разрешения:
    а) апелляция к социальным нормам, разуму и ценностям;
    б) апелляция к разуму супругов, к их способности понять необходимость согласия.

    Анализируя весь список «функций семьи», он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьей», порождает и воспитывает детей1.

    Действительно, в исследованиях М. Аргайла (1996) выявлено, что общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивает время их жизни, повышает стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%), и лишь 8% отрицательно относятся к нему.

    А. Н. Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье». Добавим лишь следующее. «Порождать» детей можно и вне брака и вне семьи. Мужчина и женщина выступают в этом случае лишь в ролях мужчины и женщины. Вступая в брак, они становятся мужем и женой. Их половая связь и любовь (ежели таковая есть) признаются обществом, церковью, государством и оформляются тем или иным образом. Общество устраивает свадьбу, церковь производит венчание, государство ставит штампы в паспортах и выдает свидетельство о браке. Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Минимальное экономическое вспомоществование сегодня может предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто. Ребенок может быть и неродным, приемным, но если он воспитывается в семье, он член семьи. Муж и жена, воспитывающие детей, становятся отцом и матерью.



    ← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

  • Реклама