Содержание

Предисловие

Социальная психология семьи
Зачем нужна семья? Функция семьи
Психология о современной семье: результаты исследований
Ответственность, власть, любовь
Нормальная семья
Типы семьи в европейской культуре
Языческая семья
Общехристианская модель семьи
Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сын и дочь
Семья в советской России: гибель и воскрешение
Семейные отношения — анализ творчества
Портрет семьи, или портрет психологических отношений
Анекдот как зеркало русской семьи
Интеллектуальное развитие детей в семье
Наследственность и среда
Стиль семейного воспитания и детский интеллект
Влияние социоэкономических факторов
Состав семьи и интеллектуальное развитие детей

Заключение


vds и vps

Социальная психология семьи

Ответственность, власть, любовь

Приходится с большой осторожностью пользоваться термином «культура», ибо он оброс огромным количеством разных смыслов, и почти каждый исследователь дает его значению свою интерпретацию. Слово «культура» ведет происхождение от латинского colиre — «возделывать почву» (отсюда же сельскохозяйственные термины «культивировать», «агрокультурный» и пр.). Человек возделанный, «культивированный» в XVIII в. стал называться культурным. Позже слово «культура» (нем. — Kultur) стало означать высокий уровень развития цивилизации.

Сегодня под культурой подразумевают систему выработанных обществом регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп; планы, правила, инструкции и пр.1

Культура включает в себя набор обязательных составляющих культурных универсалий (по Дж. Мердоку) или основных элементов (по У. Гудинаф): понятия, отношения, ценности и правила (нормы поведения). Культура общества как целое складывается из «высокой» культуры (изящные искусства, классическая музыка и литература и пр.) и массовой (народной) культуры (фольклор, сказки, мифы, песни и т. д.). В состав культуры входят субкультуры, носителями которых являются отдельные группы общества. Контркультурой называется субкультура, конфликтующая с господствующей культурой.

Я буду рассматривать культуру общества как целое, но лишь в одном аспекте: каким образом в культуре проявляются коллективные представления общества о структуре семейных отношений.

Нормы общества (любые, не только мораль) проявляются в первую очередь в религиозной культуре: текстах, произведениях искусства, ритуалах и пр. Религия как бы проявляет, эксплицирует ту скрытую совокупность отношений, в которые вступают люди на протяжении жизни. Более того, в религии эти отношения приобретают священное, идеальное, предписываемое значение: так фиксируется идеал человеческих отношений и поведения. Бог ведет себя так, как может и должен вести себя человек, хотя и остается в силе поговорка: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Вместе с тем поведение божества демонстрирует допустимый спектр поведения людей. Отношения, в которых находятся боги, святые и прочие субъекты пантеона, с одной стороны, отражают людские отношения, а с другой стороны, выступают регуляторами поведения людей, порождают и направляют это поведение.

Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. По определению социологов, институтом называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.

Семья как социальный институт выполняет, помимо воспитательной, еще ряд функций:
1 ) экономическую — в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление;
2) передачи социального статуса — семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям;
3) поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи (в частности, Т. Парсонс) утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества; существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Социологи различают следующие основные формы семьи.
1. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в западном обществе.
2. Расширенная нуклеарная семья включает нуклеарпую семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.
3. Полная семья соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать и детей.
4. Неполная семья — если один из родителей отсутствует. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.
5. Большая семья — группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Обнаруживаемая в аграрных обществах, семья этого типа имеет общую собственность на землю, скот и средства производства.
6. Семья-двор также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством (слуги, наемные работники и т. д.), образуя в совокупности и социальное, и экономическое сообщество.

Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья, где власть принадлежит жене, эгалитарная семья, где власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Возможно, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растет число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с традиционной семьей, но и с семьей как таковой. В США за 30 лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.

Хотя появление альтернативных семей, распространение гомосексуальных браков, жизни в коммунах и прочих вариантов отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи как социального института, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей.

Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Правда, исследования американских психологов показали, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, чаще из семей с конфликтующими двумя родителями. Но дети матерей-одиночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей. Нить социального наследования рвется.

В России семья, несмотря на наличие аналогичных происходящим в США процессов (об этом в других главах), также сохраняет свои важнейшие социальные функции.

Введем ряд дополнительных важных понятий.
1. Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, объект исследования.
2. Типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.
3. Идеальная семья — нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь, религиозной.
4. Элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

Предметом нашего рассмотрения будут модели идеальной семьи с точки зрения их психологической структуры. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как коньюнкцию нескольких элементарных.

Итак, семья является социальным институтом, а конкретная семья институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей.

Как любая другая институализированная группа, она скрепляется отношениями власти — подчинения и взаимоотвественности. Члены семьи могут любить друг друга, могут ненавидеть, удовлетворять свои сексуальные и прочие потребности в семье или на стороне, иметь собственных детей или приемных, но пока есть система этих отношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей — она существует. Поскольку речь идет не о браке, а о семье, будем оперировать терминами «отец» и «мать», а не «муж» и «жена». Это роли, определяемые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять не только биологические мать и отец, но (в неполных и даже в полных семьях) бабушка и дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры, хотя при такой замене исполнителей возникают дефекты социализации.

К примеру, в гомосексуальных семьях с ребенком один партнер может брать на себя функции «матери», а другой — функции «отца».

Но люди остаются людьми и во взаимоотношениях проявляют весь спектр своих переживаний: в интегрированном виде отношения можно описать еще одним параметром — эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивацией аффилиации (присоединения).

Между тремя видами отношений, характеризующих психологическую модель семьи, существуют определенные связи.

Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность — власть над людьми для реализации ответственных задач.

Психологическая близость обычно отрицательно коррелирует с отношением доминирования-подчинения: чем больше власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологическая близость, поскольку власть — это принуждение.

Любовь к носителям власти также возникает в определенных культурах и воспитывается.

Дадим характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье.

1. Доминирование-подчинение. Семья — это, в первую очередь, структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование-подчинение. Наиболее, на мой взгляд, емкое определение доминирования (власти, господства) сделал политолог Р. Э. Дал: «Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так. А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В сделать то, что, предоставленный самому себе, В делать не стал бы».

Социальный ранг характеризует даже особей в группе животных одного вида, живущих стаей, стадом и пр. на определенной территории. Борьба за доминирование ведется особью постоянно и с переменным успехом.

Отношения доминирования-подчинения в группе людей, несомненно, имеют социокультурную специфику и, конечно, не сводятся к «порядку клевания» (pecking order). Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен).

1. Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание — за социально-порицаемым.

2. Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).

3. Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

4. Власть авторитета. В ее основе лежит уважение человека (одного из родителей), который является образцом, носителем социально-одобряемого поведения.

5. Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем закона, правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

Кроме того, с доминированием связывают импровизационную активность и инициацию действия. Считается, что наиболее успешными лидерами являются лица, склонные к торгу, равнодушию к межличностным отношениям, умеющие сопротивляться социальному давлению, стремящиеся к достижениям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими людьми. Задача доминирующей личности — обеспечение безопасности группы, координация действия ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее. Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи.

Не меньшее значение имеет удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.

2. Ответственность относится к числу наиболее сложных по содержанию понятий в психологии личности и социальной психологии. В рамках теории морального сознания существует несколько гипотез о природе ответственности и стадиях развития ответственного поведения.

По К. Хелкману, есть три фазы формирования ответственности:
1) автономная субъективная ответственность;
2) ответственность как социальная обязанность;
3) ответственность, основанная на принципах морали.

Типология Ф. Хайдера основана на концепции приписывания (атрибуции) ответственности за действия себе или окружению. Ф. Хайдер выделяет пять уровней атрибуции ответственности:
1) ассоциация — человек отвечает за каждый результат, который как-то связан с ним;
2) причинность — человек ответственен даже тогда, когда не мог предвидеть результат;
3) предвидимость — ответственность за любое предвидимое последствие действий;
4) намеренность — ответственность только за то, что человек намеревался сделать;
5) оправдываемость — ответственность за действия человека разделяются с окружающими.

Личностную ответственность связывают с ее проявлением в поведении: «Степень личной ответственности — это чувство определенной возможности контролировать совершение действия и его исход1».

К. Муздыбаев определяет социальную ответственность следующим образом: «Это прежде всего качество, характеризующее социальную типичность личности. Поэтому мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность».

Этот же автор выделяет следующие векторы развития ответственности:
1)от коллективной к индивидуальной (вектор индивидуализации по Ж. Пиаже). С развитием социума за поступок отдельного человека отвечает не группа, к которой принадлежит человек, совершивший поступок, а он сам;
2) от внешней к внутренней, осознанной личностной ответственности (вектор спиритуализации ответственности по Ж. Пиаже), переход от внешнего к внутреннему контролю поведения;
3) от ретроспективного плана к перспективному — ответственность не только за прошлое, но и за будущее; личность не только предвидит результаты своих действий, но и стремится активно их достигать;
4) ответственность и срок давности — возможность влияния прежних отношений между людьми на их настоящие взаимоотношения, когда они уже другие.

Е. Д. Дорофеев предлагает дополнить векторы развития ответственности еще одним. Этот вектор можно определить как развитие индивидуальной ответственности за все большее количество людей — «от ответственности за себя к ответственности за всех».

Принять ответственность можно за отношения в группе, а также за ее деятельность (цель, результат и процесс). Ответственность за групповые отношения подразделяется на ответственность:
1)за групповые нормы (как результат прошлых взаимодействий);
2) за стремление к изменению норм, традиций, отношений (будущее);
3) за реальное состояние группы (настоящее).

Личность может нести ответственность за себя, за отдельных членов группы, за референтную группу (часть группы, к которой принадлежит) и за группу в целом.

Тем самым Е. Д. Дорофеев выдвигает трехмерную модель групповой ответственности:
1) время (прошлое, настоящее, будущее);
2) характеристики (деятельностные, отношенческие);
3) субъект (за себя, за отдельных других, за группу).

Эту модель, очевидно, требуется дополнить еще одним параметром: перед кем несет ответственность личность (перед собой, перед отдельными другими, перед группой в целом, перед обществом в целом). В нашем случае член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (например, за жену или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей (общества), к которой принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

3. Эмоциональная близость. Психологически она основана на мотивации аффилиации. Мюррей в 1938 г. описывал мотив потребности в аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам...

Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумевали определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны»1.

Аффилиация должна завершиться установлением взаимоприятных, дружеских отношений, симпатий партнеров по общению. Люди мотивированы не только положительно (надеждой на установление хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Эти мотивационные ожидания формируются на основе обобщения опыта общения человека с другими людьми.

Аффилиация противоположна власти: любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершил бы по своей воле.

Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации власти-подчинения: нигде так много не говорится о любви к ближним, как в православном богословии, а между тем именно в православной догматике отношение «власть-подчинение» имеет особое значение.

Мусульманская догматика для тех же целей использует уважение: младших к старшим, жены к мужу (первое важнее). Уважение — это признание значимости другого по сравнению с собой, но без любви. В уважении мотивация подчинения слита с мотивацией самооценки в единую структуру.

Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям.

1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?
Нормальной семьей будем считать семью, где ответственность несет муж (отец). Аномальной семьей назовем такую семью, где отец не несет ответственности за нее. Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья».

2. Кто доминирует в семье?
В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной семье доминирует мать.
В так называемой детоцентрической семье реально (психологически) доминирует ребенок, его потребности или капризы. В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение теории конфликта для описания современной семьи); можно назвать ее конфликтной семьей.

Иерархия доминирования включает трех членов семьи, посему важно не только определить, кто доминирует над всеми, но и саму иерархию власти-подчинения.

На первый взгляд, теоретически в полной элементарной нуклеар-ной семье существует всего лишь 6 типов иерархии (в порядке доминирования):
1) отец-мать-ребенок,
2) отец-ребенок-мать,
3) мать-отец-ребенок,
4) мать-ребенок-отец,
5) ребенок-отец-мать,
6) ребенок-мать-отец.

Однако отношения доминирования не являются транзитивными, т. е., если отец главенствует над ребенком, а тот над матерью, мать вполне может главенствовать над отцом, поэтому число вариантов с учетом нетранзитивности на 2 больше (см. табл. 1).

Таблица 1. Модели семьи с учетом отношений доминирования-подчинения

В неполной нуклеарной семье, естественно, возможны всего четыре варианта.

В расширенной нуклеарной семье существует иерархия отношений среди детей, а также включение отдельных детей в иерархические отношения с матерью и отцом и т. д. Многообразие жизни простой теоретической схемой не опишешь, но некоторые проблемы схема все же помогает прояснить.

Эмоциональная близость-отдаленность также характеризует отношения в тройке «отец-мать-ребенок»: ребенок может быть ближе к матери, чем к отцу, и наоборот, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребенку, все могут быть равно близки друг к другу и т. д.

В конкретной культуре может придаваться различная значимость отношениям власти-подчинения, эмоциональной близости, ответственности. Это проявляется в различном «весе» тех или иных отношений в структуре семьи.

Математически можно описать возможные модели полной элементарной нуклеарной семьи системой трех параметров с определенными на них весовыми коэффициентами; место каждого члена семьи в пространстве признаков будет определено. Два параметра (ответственность и доминирование) характеризуют одного члена семьи, третье измерение (эмоциональная близость) характеризует каждую из трех пар (отец-мать, отец-ребенок, ребенок-мать). Отношение доминирования векторное, остальные скалярны.

Следует отметить, что в реальности личностные переживания психологической близости — отношения векторные, поскольку аффилиативная мотивация определяет направленность поведения: ребенок может стремиться к матери, а мать быть отчужденной от него.

Психологическая эмоциональная близость является результирующей направленности двух членов семьи, но за этой результирующей могут скрываться куда более сложные эмоциональные отношения. Чаще субъекты доминирования и ответственности совпадают в одном лице. Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, назовем эксплуатирующей семьей (типичный случай — Святое семейство в составе Девы Марии, Иисуса Христа и отвечающего за них, но низшего в иерархии Иосифа 06-ручника).

Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти — одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Как будет видно из дальнейшего анализа, к этому типу наиболее близка идеальная католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова.

Еще раз стоит упомянуть, что пока речь идет лишь о теоретической конструкции и ни о чем более.



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

Реклама